Миксуем пряжу

Август 17, 2018

Идея смешать две нити в одну пришла давно. И я уж не помню, сколько таких миксов случилось в моей жизни. К тому же в бобинах частенько бывает тонкая пряжа. И тут (хочешь, не хочешь) приходится выкручиваться. Или бывает пряжа немного тонковата для проекта, а в два сложения будет уже слишком толсто. Или расход надо сократить, чтобы на целую вещь хватило... Причин может быть много. А выход для всего этого - самодельный микс )

Итак, с чего начать, если пришла мысль пряжного микса?

Самое первое для меня - это цвет. Смешиваемые пряжи могут быть похожих оттенков или совсем разных цветов. Но цвет играет основную роль. При этом, надо понимать, чем тоньше нить, тем менее заметна она будет в полотне, а даст только подтон. А чем больше толщина нити, тем больше она будет влиять на общий вид.
Так же подмотом можно выровнять цвет. Если, например, разные партии пряжи и мотки немного отличаются по цвету. Или пряжа ручной окраски может немного отличаться в двух пасмах. Их, конечно, надо правильно совместить (через два ряда от двух мотков), но и дополнительная однотонная нитка сгладит переход и задаст общий тон.

Я люблю смешивать не только похожие цвета, но и совсем разные и, на первый взгляд, не совместимые. Но тут у меня нет никакой формулы. Только опыт, только пробы и ошибки могут выработать внутри то самое видение, которое со временем будет включаться само по себе. Так что пробуйте и не бойтесь экспериментов.

Такой вот сложносоставной у меня образец для толстовки.
Сначала я увидела лён с люрексом и влюбилась. Стала смотреть, что в моих запасах подойдет по цвету к нему.... Ага! Бирюзовый меринос. Он-то и будет основой! Но он слишком мягкий и нестабильный для задуманной модели. Лён замечательно структурирует полотно. Капюшон будет куда лучше лежать, а не висеть тряпочкой. К тому же еще и такой актуальный люрекс! Но бежевая нить совсем забивает цвет мериноса. Тогда я добавляю нити меринос/хлопок, что еще больше структурирует полотно и вытягивает бирюзу. Добавляю еще одну нить льна, а то люрекса совсем не видно. Скручиваю все эти нити между собой, меняю количество сложений. И в итоге, добиваю толщину тонкой бежевой нитью меринос/кашемир. Готово!


Что дальше? Образец и... самая важная часть всех манипуляций! СТИРКА!

В составе совершенно разные материалы. И как они поведут себя при ВТО не знает никто. Некоторые нити могут сесть, а некоторые вытянуться. И никак нельзя допустить, чтобы это случилось в готовом изделии.
Я стираю сначала руками, мылом для шерсти. Смотрю как ведет себя образец, что происходит с нитями после высыхания. А потом стираю в машине. В жизни я все свои плечевые изделия стираю в машине на режиме ручной стирки. Так что для образца это обязательная программа. После высыхания кидаю его в сумку и ношу с собой около недели. Если после всего вид достойный - изделию быть!

А теперь про текстуры. 
Зачем я добавляю грубый, жесткий лён с мягкому мериносу? Чтобы он не был похож на тряпочку и "стоял". Например, мой #GreenyCardy должен быть упругим и стабильным. 

То же самое касается и #мой_пурпурный_хэйворд Эта модель не должна висеть, нужна жесткость. И лен - идеальный вариант!

Когда нужно добавить пушистости (в шапку, например) добавляем нить мохера.
Когда вяжем ажурные шали из мохера, идеально добавить тонкую стабильную нить, чтобы узоры лучше читались.

Вот наглядно. Мохер на шелке в двух вариантах. Но слева (на первой фотке) к нему добавлена нить  20% кашемир, 80% меринос 2400м/100г. И всё. Совсем другой эффект. Петли не разъезжаются, узор читается четко, полотно стабильно. Справа на этом же снимке мохер на шелке без подмота.

 

Но есть одно но. Надо понимать какая пряжа акцентная, а какая дополнительная. Не стоит забивать кашемир грубым твидом. Или, например, пряжу ручной окраски однотонной пряжей той же толщины. Хотя... может именно в вашем случае, это получится гениально ☺ Так же я пока не вижу микс в одинаковых пропорциях. В голове надо держать то, что какая-то пряжа будет основой, которую не стоит забивать, а другие - это уже дополнение и второстепенная роль. И тогда найдется гармоничное сочетание.

Намешали мы разной пряжи. И образец, вроде, красивый получился. Но как понять, какая нить по толщине получилась в итоге?

Способов расчета существует несколько. 
Если у нас два вида пряжи, то можно считать по такой формуле:
(П1×П2) / (П1+П2) = М /100г
Тут П1 и П2 метраж в ста граммах пряжи один и пряжи два. М - искомый общий метраж в 100 граммах.

Давайте посчитаем с фотографии выше
(400 х 600) / (400 + 600) = 240 метров
то есть толщина моего микса 240 м/100г

Если у нас больше двух видов пряжи смешивается, то формула эта усложняется:
(П1×П2хП3) / (П1хП2 + П1хП3 + П2хП3) = М /100г

И еще один способ, который недавно освещала Ольга Кондратьева в телеграм. Она вычисляет сколько грамм в одном метре для каждого вида пряжи. Все эти значения складывает. И 100 делит на получившуюся сумму.
Для примера, мою смесь считаем так:
100/400 = 0,25
100/600 = 0,16
0,25+0,16 = 0,41
100/0,14 = 244 метра

Какой из способов удобнее и точнее решать вам. Я предпочитаю Ольгин вариант.

Конечно же, надо упомянуть и минусы. Они есть, что уж скрывать? 
Самое первое - расщепление. Получается, что нити между собой не скручены и одна из них может потеряться в любой момент. Получится некрасивое провисание. Говорят, тупые спицы в этом случае помогают. Но лично мне удобнее с острым кончиком вязать. Главное - внимательность!
Второй минус - очень сложно разделить при распускании многонить на изначальные компоненты. Ну и, в данном, случае, когда вяжешь из пряжи ручной окраски и совмещаешь плавно клубки, распускать все в десять раз сложнее!
Третий очевидный недостаток - разное поведение разных пряж при ВТО. Какая-то из них может сесть и стянуть все полотно. Либо вытянуться и повиснуть некрасивыми "букле". Только образец нас спасет. Вяжем его, стираем и смотрим внимательно.

Вот такие разноплановые и странные миксы получились.

Мой главный посыл - не бояться экспериментировать и не останавливаться на том, что дают нам производители. Мы ж творцы! Давайте творить! :)